Тимур Галимов, Республика Башкортостан, город Стерлитамак

Я увлекаюсь биологией, историей, лингвистикой, тюркологией, славистикой и другими науками, играю на баяне, пишу на двух языках (русском и татарском), создаю третий (искусственный язык собственного сочинения Дадруг), хожу на Детский Телеканал и детско-юношеское литературное объединение, регулярно пишу статьи в татарской Википедии. Учусь в 7 классе и в школе обожаю все уроки, но менее всего люблю физкультуру. Я сторонник теории моногенеза, отрицаю учение Дарвина, верю в некую Высшую Силу (Бога). Для меня нет правильных учений о сущности этого мира и его происхождении: всё для меня – лишь гипотезы и предположения. Сторонник национально-расового равенства, ненавижу экстремистов всех тех, кто может хоть как-нибудь породить вражду. В литературе предпочитаю произведения тяжёлые, взывающие к размышлениям и трепещущие струны души, чья печаль не уходит от тебя ни на шаг и заставляет походить, словно человек, заблудший в некий другой мир. Произведения о магии – это тоже моё. Поэтому мои любимые произведения – «Вий» Гоголя, «Черноликие» Мажита Гафури, «Моабитские тетради» Мусы Джалиля, «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Также мне близок фольклор, так как это – самое душевное и чистое творчество. К нему относятся татарские баиты и русские былины. Также читаю научную литературу.
Самое страшное для меня – вражда и несправедливость. Иногда я пишу статьи о том, что наболело («Угроза научному смыслу и дружбе народов нашей страны» о лженауке и её связи с национальной рознью, «Перемены не за горами!» о прошедшем в нашем городе митинге).
На татарском языке я пишу в основном стихи и поэтичные произведения (стихи, баиты собственного сочинения, пьеса «Кан» («Кровь»)). Но иногда я пишу в прозе (цикл сказок «Эльза Альхеннеке әкиятләре» - «Сказки Эльзы Альхен»). На русском – прозу (это рассказы, сказки и другое). Есть и стихи.
На этот конкурс предлагаю свои работы «Мой друг няняйка», «Когда ангелы молятся», «Где же моя Россия» и поэму «Шабаш».

Где же моя Россия
Среди тонких берёз ты бегаешь, пляшешь,
Думу думаешь у своих бурных рек.
Ты с морского причала платочком машешь,
И с горных вершин раздаётся твой радостный смех.

По степи кочуешь, кумыс испивая,
Сладки ягоды собираешь в тайге,
В поле пашешь ты, пот рекой изливая,
Ищешь путь верный в лютой зимней пурге,

По весне тёплой вместе со́ снегом таешь,
Растекаясь ручьём по ро́дной земле,
А потом... первоцветом вдруг расцветаешь,
Отдавая нектар свой первой пчеле...

Летом пышный наряд лесной одеваешь,
Зе́лены волосы и си́ни глаза...
Осенью слёзы свои дождём проливаешь,
Крик души твой – громогласна́я гроза.

Ты зимой на безлистных ветках белеешь,
На окнах рисуешь хвоей красивый узор,
Ты играя буранами, вьюгами веешь,
Заметая весь сельских двор.

Да, одна ты такая, ты так красива,
Что улыбкой радуешь глаз;
Если спросят: “И где же ваша Россия?”,
Мы ответим: “В сердце у нас”.

Когда ангелы молятся
Ильнур медленно брёл по заснеженному бульвару средь старинных каменных домов центра Казани. Снег был слякотен, дома серы…
Он глядел по сторонам, на размытые тени времени, застывшие на брусчатке. «Чтобы он умер!» -думал он, вспоминая друга Джанибека, сегодня не вступившегося за Ильнура, когда старшеклассники стали приставать к третьеклассникам, в том числе и к нашему герою. Джанибек наоборот, поддержал их. Ильнур со слезами на глазах вспоминал это. «Чтобы он умер!», «Чтобы он умер!»
Придя домой, унылый и слезливый, он не включил ни телевизора, ни компьютера, не сел за уроки, лишь плакал и молчал.
Когда пришла мама, он всё ей рассказал. Она же ответила: «Ничего, ничего… Поди, успокойся, включи телевизор, поиграй на компьютере… Сделай уроки… Что будет, выясним завтра… Хватит, хватит… Вот так… Молодец…»
И впрямь, Ильнур сделал это. Он очень повеселел. Весь вечер улыбался, уснул с улыбкой на лице. Перед сном мама сказала сыну: «Нельзя желать людям такого. Говорят, когда ангелы молятся и говорят «Әмин», всё, чего люди желают вслух, сбывается… Поэтому никогда не желай людям таких вещей. Никто не достоен смерти!»

…Тогда, пока Ильнур проклинал друга, ангел смерти Газраиль переситывал святые книги. И ,тогда когда мальчик желал смерти Джанибеку, произносил заветное «Әмин». Однако ангел вовремя опомнился и решил просить позволенья на отмену благословенья. «Что?-спросил он,-Хорошо. Но ежели ты должен забрать жизнь у мальчика, не хотя этого, явись ему во сне и скажи, что Джанибек делал не так. Приснись и Ильнуру, Газраиль. Помири их».
Так и случилось. Ангел приснился во сне Джанибеку Ильнуром. Он понятным языком объяснил ошибки хулигана, просил его исправиться и стать добрым. Чтобы уж наверняка, Джанибеку был показан ад, что оказало на ребёнка сильное влияние. Он извинился, обещал измениться.
Ильнуру же ангел приснился Джанибеком, извинился, говорил те же слова, что и ему Джанибек. Ильнур был просто счастлив.
На следующее утро друзья встретились и помирились, обещались всегда быть умными, добрыми, справедливыми, дружными…
А Газраиль вымолвил: «Әмин»…

Что такое город?
Что же такое город? Это дома? Улицы? Дороги? Или же его жители, которые ведут, продвигают Родину вперёд? Люди, которые строят дома, убирают улицы, асфальтируют дороги? Может от них зависит благополучие родного края? Да. Именно население славит родные места. Город есть, пока в нём живут горожане, которые заботятся о нём. Одной из тех, кто всю свою жизнь отдал нашему Стерлитамаку, является моя бабушка, для меня она наставница.
Долго размышляя о том, кто сыграл большую роль в становлении моей личности, я с уверенностью подумал о няняйке и решил написать документальный рассказ о ней, жительнице города Стерлитамак. Он написан с любовью и благодарностью.

Мой друг – няняйка
По-татарски бабушка – няняй. Моя «няняем» – «дустым» (друг). Мы с ней общаемся, разговариваем, как друзья.
Мою няняйку зовут Фатхиевна Зульфия Мухаметшина. Ей почти семьдесят лет. Живёт она у нас в городе. Её Малая Родина – деревня Султанмуратово Аургазинского района республики Башкортостан – родное село великого татарского учёного, писателя – Галимджана Ибрагимова, чем мы гордимся. Училась она в сельской школе. Была отличницей. Лишь физическая культура давалась ей тяжело. По окончании школы поступила в техникум. Позже стала работать на заводе «Каучук» в лаборатории сточных вод (1966-1974), получала неплохую зарплату. К тому моменту была замужем за односельчанином Талгатом Галимовым, у неё было 2 ребёнка – Эльвира, моя тётя, и Ильдар, мой отец. С завода ушла, так как её пригласили в родной Наумовский техникум на должность преподавателя зоотехники. Там проработала 27 лет. Она служила просвещению умов юных граждан СССР верой и правдой, давала много дополнительного материала. Смешно сказать, но когда в садике меня спрашивали, кем работала моя бабушка до пенсии, я с гордостью отвечал: «Преподавала свиноводство в техникуме!»
Сейчас, как вы поняли, она на пенсии. Любит узнавать всё новое, заботится о детях, обожает прогулки. Её хобби – кроссворды. Я часто бываю у неё в перерывах между школой и кружками, гощу и просто так. У неё прекрасно получается выпечка.
С самого раннего детства она пробуждала во мне любовь к науке, учению, ненависть к невежеству, бескультурью, глупости, безграмотности. Первыми научными книгами моей жизни стали «Книга для чтения по зоологии: пособие для учащихся» и биологический справочник (первую я полюбил за то, что там была статья о динозаврах, почему я и постоянно таскал её домой для «домашнего чтения», о чём просил маму, пока не мог заниматься этим самостоятельно. Я до сих пор шучу об этом: «У всех детей любимая книжка детства – «Сказки», а у меня – «Зоология». И это в детском садике!
К сожалению, дедушку своего не видел никогда. Он погиб давно. В детстве у моего папы были большие проблемы со здоровьем. Лишь тёплый климат Средней Азии мог спасти его. Врачи рекомендовали семье переехать из РСФСР в Таджикскую ССР, то есть в Таджикистан, где теплее, свежее, чище и спокойней... Решили поселиться в Ленинабаде (в нынешнем Худжанде). В этом городе и по сей день имеется известное водохранилище, поэтому этот город был просто прекрасен для больного двухлетнего мальчика. Дом, слава Всевышнему, нашёлся. Одной женщине нужно было постоянное проживание в Стерлитамаке. Она как раз жила в Ленинабаде, около водохранилища. Решено! Обмен местами жительства. Дедушка Талгат нанялся на работу в городе, в шахтах. Уже уехал. Семья же ещё только готовилась к переезду. Но не было суждено жить нам в Средней Азии. Ленинабад потерпел ужасную катастрофу – печально известное землетрясенье. Оно унесло огромное количество жизней, что покинули свои тела в клубах пыли… Дом, предназначенный нам, рухнул… Его хозяйка тоже покинула мир этот. Район водохранилища стал огромным кладбищем – он был в эпицентре трагедии.
Не менее ужасное событие произошло для бабушкиной семьи: Талгат погиб. Случилось это раньше землетрясенья. Он умер на работе, когда шахтёры были на перекуре. Среди них был и дед. Я не помню, но коим-то образом он схватился за два провода разом и… умер от электроудара. Бабушке так и не сказали толком, как погиб её любимый муж, отец двоих детей, в будущем – дед двоих внуков. Незадолго до его гибели, в Стерлитамакской квартире, в присутствии няняйки и её свекрови, сорвался установленный дедушкой карниз.
Одной из главных трагедий семьи Галимовых является то, что могила дедушки до сих пор в Худжанде… а мы не можем навестить её… Очень печальна разлука, когда нельзя увидеть и могилы родного человека… Бабушка сожалеет о том, что не может ни вернуть могилы, ни даже посетить её… Грустно.
Вернёмся же в настоящее. Как я уже писал, с няняйкой у нас тесная связь. Мы душевно беседуем, делимся информацией, знаниями. Кстати, няняйка просвещала меня ещё, когда я ходил в садик. За привитые ею ум и эрудицию меня в детсаде прозвали «ходячей энциклопедией».
То же и в школе. Бабушкины знания всегда пригодятся!
Мы часто играли в города, в столицы стран и регионов, в государства и в разные другие познавательные игры. Мне так это нравилось! И нравится до сих пор.
Именно няняйка развила во мне писательский дар. Однажды нам в Детском Телеканале, в который я хожу, задали написать о каком-либо происшествии из жизни продукта питания или о нём в первом лице. Мы с няняйкой писали о салате-растении с научной точки зрения. Это было научное описание салата от первого лица. Бабушка помогала мне и с первыми сочинениями. Когда я учился в начальных классах, я участвовал в конкурсе литературных произведений. Выбрав тему «7 чудес твоего города», я решил вместе с няняйкой посетить храмы и исторические здания Стерлитамака, большинство из которых было в районе колхозного рынка. И мы сделали это. Увы, в конкурсе я не победил, но приятные воспоминания о том дне остались в моей памяти надолго.
Бабушка – скептик. Она относится критически ко многим вещам. Когда я начинал писать произведения на татарском, когда я начинал играть на баяне, она говорила: «Нет дара», «Неспособен»… Наверное, слова эти имеют целиком противоположенные значения, являются неким стимулом… говоря, «не выйдет», «не мечтай», услышав мои мечты, она готовит меня к случаю, если мечта и впрямь не сбудется.
Я горжусь своей бабушкой. Она –Ветеран Труда.

Судьба моей няняйки похожа на сериал: у неё погиб муж, долгое время её шантажировала соседка, в прошлом году у неё умер от болезни и из-за невнимательности врачей зять, за эти годы члены семьи Галимовых перенесли не одну операцию... Я не смог бы и в ста томах описать её тяжёлую, нелёгкую судьбу. Однако, будем надеяться, что туман будущего, – рассеявшись, – откроет ясное, чистое, светлое, мирное небо, на котором, будто корона, – как держава, – как золотая монета, как радостная, счастливая улыбка, воссияет янтарное солнце. Наступит же ночь загадочная – пусть чистая, как благие помыслы, белая, как зубы, оголённые в задорном смехе, как снег, падающий с облаков, луна изящно, словно открывается бутон розы белой, выйдет на небосвод, озаряя путь нуждающимся в нём!

Шабаш
Раз весеннею порою сельский парень Поликарп
За дровами в лес поехал, да забыл свой путь назад.

Заблудился он средь сосен, долго-долго тут плутал,
И уже на сине небо платок траурный упал.

Ищет, ищет, бродит, стонет, а тропинку не найдёт,
Чернокрылую с косою на дороге парень ждёт.

«О, Господь мой! Не покинь мя! Сохрани, спаси, скажи:
Где найти дорогу верну до родимой стороны?»

Тут звезда на небосводе загорелась впереди,
«А́минь!» - парень благодарно Богу-ца́рю говорит.

Побежал наш бедолага за её огнём и вот
Добрался́ он до болота, чуть не потеряв живот*.

На болоте, вкруг усевшись, нечисть шабаш созвала!
Поседел незваный зритель, смотрит, выпучив глаза.

Чёрт с Ягою песнь горланят, Водяной им подпеват,
Ведьма суп в казане варит из украденных робят.

Спросите: откуда пламя? Я отвечу, я скажу:
Пламя прямиком из ада, огонь ярый, просто жуть!

Тут “Кощей над златом чахнет”, Леший всех играть зовёт,
Здесь обглоданною костью машет “котик” Бегемот!

Поликарп перекрестился, постоял, разинув рот,
А потом рванул не глядя – вмиг попал в свой огород!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь можно оставить отзыв о конкурсной работе участника: