Анна Пигарева, Алтайский край, город Бийск

В свободное от учёбы время я увлекаюсь теннисом, люблю читать книги, особенно классическую литературу.

Моя малая родина

«Здравствуй, Анна! Привет с далёкого континента. Я посмотрела твои фотографии, где ты отдыхала летом. Очень понравились пейзажи гор, лесов, пещер и особенно те снимки, где ты на большом озере. Очень хотелось бы узнать о тех местах, где ты живешь, чем знаменит твой край, какие люди тебя окружают, их занятия, праздники. Расскажи всё, что знаешь, мне очень интересно. До свидания, целую, с американским приветом, Джесика».
«Здравствуй, Джесика! Спешу ответить тебе. Место, где я живу, называется Алтайским краем. В этом году, 28 сентября, ему исполняется 75 лет. Но первые люди на Алтае появились около полутора миллионов лет назад. Слово «Алтай» происходит от тюркского «алтан» - что означает «золотой». В каменном веке территорию западной Сибири покрывали ледники, поэтому древние люди расселялись по берегам рек Бии и Катуни. Как и в древности, Алтайский край славится своими полями, на которых выращивают пшеницу, гречиху, подсолнечник. В Алтайских сёлах разводят коров, свиней. В нашей семье есть огород, где мы выращиваем овощи и ягоды.
Алтайский край граничит с территорией Республики Алтай. Эти места мы называем Горным Алтаем. В Горном Алтае можно увидеть бурные быстрые реки, высокие горы и чистейшие озера. Отчет о путешествии по Горному Алтаю ты посмотрела на моих фотографиях. Алтай – это удивительное место, где много интересного и необычного. Не зря художник Николай Рерих назвал Алтай «колыбелью человечества». В Горном Алтае находится несколько тысяч озёр. Самое большое – Телецкое озеро – считается символом Алтая. Это одно из самых глубоких озер России и мира, его глубина более 325 метров. Джесика, а в твоей стране есть глубокие озера? Летом я была в Алтайской пещере. Всего на Алтае их 430. Подземный ландшафт пещер неповторимый и своеобразный. Горный Алтай называют краем ледников, их на Алтае 1402. Ледники являются резервуарами пресной воды. Больше всего ледников около горы Белухи. Если ты приедешь ко мне в гости, то мы обязательно покажем тебе красоту Горного Алтая, и если ты не испугаешься, то будем сплавляться по бурной горной реке Катунь.
Столицей Алтайского края является город Барнаул. В центре этого города есть колесо обозрения, почти такое же, как на твоей фотографии. Посылаю тебе фотографию города Барнаула с высоты птичьего полёта. Но кроме красивой природы, Алтайский край знаменит выдающимися людьми России и даже всемирно известными людьми. Герман Титов – летчик, космонавт, который совершил второй в мире полёт в космос. Михаил Калашников – всемирно известный конструктор стрелкового оружия, Василий Шукшин – известный русский писатель, кинорежиссёр, актёр. Каждый год в конце июля, в канун дня рождения В.М. Шукшина, тысячи людей собираются на горе Пикет в Сростках. Шукшинские дни на Алтае – одно из самых ярких мероприятий в культурной жизни края. Знаменитый поэт Роберт Рождественский тоже родился на Алтае. В его стихотворениях можно найти воспоминания о своей малой родине.
В одном письме невозможно рассказать о прекрасном крае, где я живу. В следующий раз напишу тебе про солёные озера, про мои походы в лес за грибами и ягодами, о том, как я рыбачила, о писателе и краеведе В. Бианки. Целую, с алтайским приветом, Аня».

Эхо войны
В далеком 1989 году, холодным февральским днём, потеплели, будто оттаяли от радостной вести, сердца тысяч людей: было объявлено о выводе советских войск с территории Афганистана. Нынешний 2009 год ознаменован 20-летием с того памятного дня.
В глазах отцов и матерей стояли слезы счастья, несмотря на то, что многие военнослужащие возвращались домой покалеченными: с пулевыми ранениями или на костылях. Родина благодарна им. Те отважные люди были награждены медалями, орденами и, самое главное, заслужили глубочайшее уважение. Сегодня мы называем этих героев ветеранами Афганистана, но, сравнивая их с ветеранами Великой Отечественной войны, кто-то может сказать: они слишком молоды для того, чтобы называть их так, - и окажется не прав. Ведь ветеран - это вовсе не возраст. И не количество медалей на груди. Ветеран - это человек, исполненный отваги, готовый в любой момент выполнить свой долг перед Родиной, верный воинской присяге. Многие из тех людей седы: это не возраст накладывает свой отпечаток, а памятный 89-ый, бросивший в пекло войны друзей, самых близких и родных. И кажется, что тогда, январским вечером, когда мела пурга, на волосах так и остался лежать снег, будто остужая горячую от боли душевной, а не от кровавого следа от шальной пули, распоровшей скулу, голову. Каждый день мы встречаем на улице, в магазинах, в больницах ветеранов Афганистана и не замечаем отсвета взрывов той войны в их глазах, не слышим криков солдат, лишь их шрамы приковывают взгляд и заставляют задуматься.

В светлом зале душно. Военнослужащие и члены их семей толпятся, пробираясь к своим местам. Резко запахло апельсином. Это вихрастый мальчонка, сидя на коленях у пожилой женщины в черном, с потухшими глазами, срывал маленькими пальчиками тугую кожицу с ярко-оранжевого фрукта. Было неясно, откуда в этом наполненном удушающими воспоминаниями зале в середине февраля взялся радостно-солнечный апельсин в руках у конопатого мальчонки. Оба они были настолько жизнеутверждающими и беззаботными, что, казалось, сглаживали, словно притупляли, напряженную, немного ностальгическую атмосферу зала. Все суетились, включалась и выключалась музыка, кто-то резко выкрикивал чьё-то имя. Казалось, что здесь царила суета и беспокойство. Среди людей с растерянными лицами и бегающими, ищущими чего-то глазами выделялись лишь трое. Женщина в черном, смотрящая в одну точку и словно пребывающая в забытьи. Мальчонка у нее на коленях, увлеченно чистящий апельсин. И статный мужчина средних лет, но уже с сединой, серебрящейся в его густых волосах. Это был Анатолий Окунев. Он приехал в далекий и незнакомый для него Барнаул на вручение юбилейной медали к 20-летию со дня вывода советских войск из Афганистана. Было тяжело видеть в глазах незнакомых ему бойцов такую же гулкую, тугую, затаенную, выкованную в страшных боях боль, как и у него самого. Невыносимее этой боли был только бесстрастный маятник времени, отстукивающий доли секунд полета пули и секунды жизни друга после попадания её в цель. После возвращения домой часто ночью приходилось просыпаться, слыша тот металлический стук, отсчитывающий секунды падения раненого друга ему, Анатолию, на руки, словно в замедленном ужасном немом кино.
Тем февральским вечером в душном зале за пятнадцать минут до начала награждения перед глазами Окунева пролетела вся война, вспомнилось всё. И застывшая на губах за секунды до смерти улыбка младшего сержанта, выстрелившего шуткой за полминуты до того, как душманская пуля оборвала его жизнь. И искаженное ужасом лицо молодой медсестры, осознавшей, что наступила на мину и не смеющая шевельнуть ногой, понимающая, что гибель неизбежна. Вспомнилась и другая сторона войны: скудные, но веселые застолья, песни солдат и безудержные танцы. Тогда каждый день проживался как последний.
Вспомнилась и самая сложная, но и самая удачная операция. Памятным стал для старшего прапорщика Анатолия Окунева один из выходов в горы. Группе под его руководством было поручено уничтожить небольшую военную базу в тылу у противника. Сложность состояла в необычном и очень трудном маршруте наступления. Уже выйдя на задание, бойцы ощутили всю сложность проведения операции в горных условиях. Было темно, и каждый выступ скалы мог в любой момент обрушиться. Однако вскоре группа успешно преодолела самый непредсказуемый передний край обороны противника. Но буквально через сто метров от пограничников словно вырос из темноты каменистый хребет, покрытый сухими колючками. Передвигаться пришлось по-пластунски. Острые, жгучие занозы вонзались в ладони солдат, но те терпели. Каждый думал об ответственной задаче, стоящий перед ними. Минуя глубокие пропасти и преодолевая вертикальные уступы, к исходу третьего часа бойцы достигли нужной высоты. Под свинцовым небом стояла тишина. Неожиданно вдали раздался одиночный выстрел, будто кто-то негромко кашлянул, напоминая о своем присутствии. Бойцы напряглись. Ещё около двух минут не было слышно ни звука. И неожиданно всё вокруг словно захлебнулось в шуме. Казалось, что в те секунды можно было оглохнуть. Будто свора собак с глухим, сдавленным, но гулким лаем кинулась на другую, молчаливую, но грозную стаю... «Лай» не прекращался ни на минуту. Следы от попадания пуль казались следами от укусов сосредоточенной, рвущей плоть огромными зубами собаки. Прошел час, а может и больше. Секунды растягивались, словно пытаясь продлить бой. Наконец последняя пуля была выпущена в сторону напавшей своры, и всё затихло. Лишь капала липкая кровь из разорванной пулей скулы, и тихо постанывал кто-то из группы Окунева. Вдохнув полной грудью напитавшийся смертью воздух, Анатолий встал и с опаской посмотрел в сторону базы. Никто уже не стрелял. Некому было стрелять. Лишь запах пороха да гулкий лай сторожевых собак никак не растворялись в плотных сумерках. «Товарищ прапорщик...», - прошептал запекшимися от крови губами один из бойцов. И вот Анатолий уже подходит к товарищу и отрывает его от земли...
«Окунев! - прошелестел голос где-то вдалеке. Вновь резко запахло апельсином. Статный мужчина в сером костюме поднял глаза в сторону сцены.
- Награждается Окунев Анатолий Иванович!
Ему, как ветерану Афганистана, вручается Юбилейная медаль в честь 20-летия со дня...»
Мужчина встал со стула, провел рукой по шраму на скуле и, легко ступая, направился к сцене. В светлом душном зале всё будто замерло, утихло беспокойство. За окном залаяли собаки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь можно оставить отзыв о конкурсной работе участника: